«Удобный флаг» их влияние на условия труда и проживания для моряков, которые работают на судах под такими флагами.
Как известно, многие судовладельцы стараются регистрировать свои суда далеко за пределами стран своего проживания и регистрации, так как это помогает существенно сократить затраты на содержание таких пароходов.
Официальное определение “удобному флагу” дается в ITF и звучит оно следующим образом: “удобный флаг”(Flag of Convenience) предоставляет средства избежания соблюдения правил морской администрации страны, в которой он зарегистрирован и становится средством для платы низкой заработной платы, ненормированного рабочего дня и небезопасных рабочих условий. Так как судна под “удобным флагом” не имеют реальной национальности, то они находятся вне досягаемости каких-либо профсоюзных организаций.
ITF является уникальной организацией, которая имеет существенное влияние на начисление заработной платы и условия труда для моряков, которые работают под такими флагами.
ITF начала свою кампанию против “удобных флагов” еще в далеком 1948 году на Мировом Конгрессе в Осло. Эта кампания содержала два основных элемента:
- Политическая кампания направленная на создание правительственного соглашения связывающего флаг судна и его национальность или расположение судоходной компании, ее владельцев, менеджеров и моряков; и таким образом, устранить систему “удобных флагов” полностью;
- Индустриальная кампания направленная на то, чтобы убедиться, что те моряки, которые работают под такими флагами, защищены от эксплуатации судовладельцем.
За последние 50 лет различные представительства ITF на морском транспорте разработали свод правил и рекомендаций, в которых указываются минимально допустимые стандарты для моряков работающих под “удобным флагом”. Эти правила базируются на Стандартном коллективном Соглашении ITF, в котором указываются уровни заработных плат и условия труда для всех членов экипажа судна под “удобным флагом” независимо от национальности.
Всем судам под “удобным флагом”, удовлетворяющим Стандартному коллективному Соглашению, выдается Синий Сертификат ITF (ITF Blue Certificate), который подтверждает соответствие заработных плат, условий труда и безопасности на борту нормам ITF. На сегодняшней день это около четверти всех судов, работающих под “удобным флагом”, и примерно 130000 моряков, которые на них работают.
Соответствие соглашениям ITF постоянно контролируется сетью из более чем 130 ITF инспекторов в портах по всему миру. При инспекции судов под “удобным флагом” проверяется уровень заработных плат и ряд других параметров, будь то питание, условия труда и т.д. И если необходимо, инспектора принимают действия для выполнения требований ITF.
К сожалению, политическая кампания не может похвастаться успехами, и не может остановить растущее число вновь зарегистрированных судов под “удобным флагом”. Индустриальная кампания одерживает успехи в вопросе увеличения минимальных заработных плат и улучшения условий работы на борту. К тому же, ITF стала постоянным барьером на пути эксплуатации и нарушения прав моряков в независимости от их национальности и принадлежности к профсоюзам. Каждый год ITF отсуживает миллионы долларов на компенсации смерти или травм, полученных моряками при работе на таких судах.
Хочется отметить тот факт, что далеко не все компании, которые выводят свои суда под “удобный флаг” являются злостными неплательщиками и нарушителями законодательства. Есть много компаний, которые платят своим работникам гораздо больше, чем ITF рекомендует, и условия труда и отдыха соответствуют всем стандартам. Как уже было сказано в начале статьи, деньги здесь играют решающую роль. Все таки для судовладельца судно, прежде всего, актив, который зарабатывает деньги, а персонал - это пассив, который эти деньги получает, тем самым забирая их из кармана судовладельца. Поэтому, если вам платят 10000$ в месяц при 2-3 месячном контракте, у вас есть все необходимое на борту (интернет, телефон, просторные каюты и т.д), то не важно, какой флаг у судна - Белиз или Великобритания.
В конце статьи хотелось бы огласить список тех флагов, которые считаются “удобными”
- Антигуа и Барбуда
- Багамы
- Барбадос
- Белиз
- Бермудские острова (Великобритания)
- Боливия
- Бирма
- Камбоджа
- Каймановы острова
- Коморские острова
- Кипр
- Экваториальная Гвинея
- Фарерские острова
- Французский международный судовой регистр (FIS)
- Немецкий международный судовой регистр (GIS)
- Грузия
- Гибралтар (Великобритания)
- Гондурас
- Ямайка
- Ливан
- Либерия
- Мальта
- Маршалловы острова(США)
- Маврикий
- Монголия
- Нидерландские Антильские острова
- Северная Корея
- Панама
- Сан -Томе и Принсипи
- Сент-Винсент
- Шри-Ланка
- Тонга
- Вануату
Итак, руководство к дейсвтию:
1. Узнать флаг судна, на которое Вы собираетесь
2. Если это “удобный флаг”, то узнать, есть ли у судна Blue Certificate
3. Выяснить, на какую сумму страхует вашу жизнь работодатель и узнать какие суммы страховых покрытий выплачиваются при травмах.
4. По возможности, выяснить, кто работал в этой компании на этих судах, расспросить их об условиях проживания.
crewingforseaman.com