Кадровый голод: нехватка офицеров в мире достигла своего максимума. Кого ищут украинские крюинги?
Дефицит командного состава на мировом торговом флоте достиг наивысшего показателя за последние 17 лет. Об этом информирует консалтинговое агентство Drewry. Так, нехватка оценивается в 9%, тогда как год назад было 5%. Это соответствует прогнозам BIMCO и отчету Международной палаты судоходства о рабочей силе моряков, согласно которому к 2026 году этот дефицит увеличится до 20%.
Неужели в самом деле все старпомы постарели?
Или причина в старении кадров - не единственная?
Да, действительно, аналитики называют одной из основных причин кадрового голода то, что бывалые моряки выходят на пенсию, а заменить их некому. Особенно острым стал вопрос во время Covid-19, когда количество учебных заведений начало сокращаться, офлайн программы закрылись, а часть моряков приняло решение уйти из отрасли.
В 2022 году ситуация усугубилась. Особенно это касается украинских и российских моряков. По состоянию на 2024 год кадровый кризис стал уменьшаться, а в некоторых крюинговых компаниях уверяют, что и вовсе миновал. Многие украинские моряки выехали за границу и готовы вновь приступить к работе.
“Когда разразилась война, возникла обеспокоенность по поводу того, не потеряются ли украинские моряки на международном рынке труда. Однако около 60-70% украинских моряков уже находились на борту судов. Вместо того, чтобы вернуться домой в Украину, большинство из них поселилось в других частях Европы вместе со своими семьями, бежавшими от конфликта, и поэтому они продолжали быть доступными. Другие моряки также покинули Украину, в результате чего количество моряков увеличилось до довоенного уровня”, - говорится в сообщении компании Danica Crewing Servicesна официальном сайте.
Греция и Италия также ощутили дефицит кадров на фоне растущего спроса на морские перевозки в мире. Эксперты называют популярность морских грузоперевозок еще одной причиной необходимости увеличения количественного состава экипажей. На сегодня предложение не покрывает спрос.
Среди основных стран-поставщиков, как и прежде, лидируют Индия и Филиппины.
«В Индии и на Филиппинах правительство оказывает отличную поддержку морякам, поэтому их набор на самом деле хороший», — цитирует Ретта Харриса - старшего аналитика по подбору персонала компании Drewry, европейское издание MarPro. Китай также является одной из основных стран-поставщиков, где наблюдается хороший спрос. Однако китайские моряки, как правило, отдают предпочтение судам под китайским флагом, поэтому они с меньшей вероятностью будут способствовать глобальным поставкам.
Для некоторых важно не количество моряков, доступных во всем мире, а количество моряков, доступных в конкретной стране. Например, «в США действует Закон Джонса, согласно которому любое судно, отправляющееся в рейс из порта США и заканчивающее рейс в порту США, должно иметь на борту моряков национальной принадлежности США», — говорит Харрис.
Украинские крюинги в поисках механиков
По разным оценкам в Украине от 150 000 до 200 000 моряков (с семьями это более 600 000 граждан). Если мировая тенденция - это, прежде всего, поиск штурманов: капитанов, старпомов, 2-3 помощников, то в Украине наибольший кадровый голод испытывают компании в отношении механиков. Так, на сайте ukrcrewing.com.ua на момент написания материала (июль 2024 г.) крюинговые компании разместили 1980 открытых вакансий на различные позиции. Среди которых срочные и не срочные. Львиная доля вакансий припадает на балкера, контейнеровозы и дженерал карго. Также крюинги в поисках работников на ро-ро, суда танкерного флота, реже в оффшор.
Для сравнительной характеристики мы собрали наиболее часто размещаемые вакансии. Абсолютным лидером по востребованности остаются старшие механики, старшие помощники и 2-е механики.
Master | 157 открытых вакансий |
Chief Officer
|
263 открытые вакансии |
2nd Officer | 102 открытые вакансии |
3rd Officer | 133 открытых вакансий |
Chief Engineer | 310 открытых вакансий |
2nd Engineer | 297 открытых вакансий |
3rd Engineer | 121 открытая вакансия |
ETO | 192 открытые вакансии |
Не мудрено, ведь с каждым годом требования к хорошему специалисту растут. Помимо привычных обязанностей комсостав должен разбираться в цифровизации систем судна, знать основы искусственного интеллекта, который также активно внедряется в работу, обеспечивая качественную, эффективную и безопасную эксплуатацию судов. Профессиональные обязанности увеличиваются, если механик работает на крупных танкерах, перевозящих большое количество нефтяных, газовых или химических продуктов. Здесь еще больше специализированного оборудования, установок и систем, которые также нужно регулярно обслуживать, осматривать и ремонтировать.
А вот потребность в рабочих специальностях на порядок меньше. Если взглянуть на таблицу ниже, можно увидеть уже не трехзначные, а двузначные числа. На момент написания статьи (июль 2024 г.) самыми востребованными стали AB и OS.
Able Seaman | 64 открытые вакансии |
Ordinary Seaman | 48 открытых вакансий |
Electrician | 39 открытых вакансий |
Cook | 29 открытых вакансий |
Fitter
|
39 открытых вакансий |
Возникший кризис пытаются решить с помощью онлайн обучения украинских моряков, оказанием помощи с получением паспорта моряка и сертификации в Польше, Нидерландах, Литве, Хорватии, Канаде и в ряде других стран. Так, к примеру, ITF Seafarers' Trust и Профсоюз работников морского транспорта Украины (ПРМТУ) разработали программу для кадетов, которая позволяет завершить обучение и получить литовские и украинские сертификаты компетентности. Украинские моряки также могут работать на судах под канадским флагом, если получат одобрение от Transport Canada. При условии, что они получили свои сертификаты STCW через морскую академию, расположенную в Украине. Панамская морская администрация подтверждает, что флаг Панамы принимает моряков из Украины для получения панамского паспорта моряка удаленно через Seaman Solutions. И это только несколько примеров.
Лже-командный состав рвется в рейс!
Несмотря на “голод”, компании рассматривают кандидатов, которые подходят под требования судовладельцев, и не готовы брать на должность любого желающего, лишь бы закрыть “дыры”. Однако высокая зарплата порождает еще один вид мошенников. В этот раз не в виде лже-работодателей, а в виде лже-командного состава.
Генеральный директор Danica Crewing Specialist Хенрик Йенсен на страницах издания Safety4sea поделился, что нехватка моряков привела к росту количества поддельных резюме:
“Эта нехватка экипажа побуждает некоторых кандидатов подделывать морской стаж, приписывая опыт работы в более высокой должности. И даже печатать поддельные морские записи и штампы в послужной книжке моряка, надеясь, что они смогут обмануть отчаявшегося работодателя, заставив его принять их без надлежащих проверок. Чтобы просто закрыть вакансию”.
Не зарплатой единой настанет штиль на рынке кадров
Есть ли перспектива?
Кадетам. Подготовка к собеседованию на английском.