Искусственный интеллект: сможет ли он заменить моряков в 2025 году?
 - 
 - 
 - 
 - 


 - 



Морская медкомиссия в Грузии без очереди. Специальные условия для моряков из Украины, РФ и Беларуси
25 лет опыта, сертификаты P&I Club, вакцинация против желтой лихорадки, спец предложения для моряков из других стран:трансфер, поиск жилья, скидки на сертификаты в партнёрских учебных центрах, содействие в трудоустройстве через грузинские крюинговые компании.
Когда шторм внутри: проблема, о которой не говорят, – суицидальные настроения в море.
Профессия моряка – одна из самых стрессовых, с высокой изоляцией и жесткими условиями труда, может привести к повышенному уровню стресса, депрессии и, как следствие, повлечь за собой суицидальные риски.
Что приводит человека к суицидальным мыслям и что делать, если они появились у вас или у коллеги?

Ей от меня нужны только деньги

Частенько эта фраза предъявляется, как «последний аргумент» в ссоре, в пылу эмоций, как крайнее выражение обиды и может отражать эмоциональные переживания мужчины, что его ценность в отношениях сводится только к материальной поддержке.

Интервью 2nd Engineer. Вопросы, к которым стоит быть готовыми

Друзья, представляем вашему вниманию варианты интервью для 2nd Engineer

  1. При Трудоустройстве на Танкер
  2. Общие вопросы по главному двигателю




Искусственный интеллект: сможет ли он заменить моряков в 2025 году?

11.02.2025
1022

Новый год - новые технологии. И новые вызовы. Многие моряки все чаще поднимают вопросы: Как долго еще будут существовать профессии, где задействован человек? И оставит ли их прогрессирующий искусственный интеллект без работы?

 

Вопрос внедрения в морской рынок искусственного интеллекта (далее - ИИ) не зря не первый год будоражит умы специалистов. Сегодня он стал еще более актуальным. На официальном сайте Lloyd's Register был опубликован отчет компании Thetius (исследовательская компания для принятия стратегических технологических решений), согласно которому за последние 12 месяцев морской ИИ пережил взрывной рост, увеличившись почти в три раза

 

 

Мировой опыт

 

На данный момент запущены 85 крупных стартапов с использованием ИИ для морской отрасли. Такую цифру называет Wilson Sons - бразильский крупный оператор морской и портовой логистики. Все они разные, но, как правило, все отвечают за автономность, экономию расходов и безопасность в море.

 

  • Автономность и навигация. Для поиска оптимального курса судно собирает информацию с собственных сенсоров и наземных станций: затраты топлива, состояние оборудования, погодные условия в текущем местоположении судна и впереди по курсу. Вычислительный центр все анализирует и прокладывает оптимальный маршрут, который позволяет прибыть в конечную точку за минимальное время, с минимальным потреблением топлива. Так, в Нидерландах вводят в эксплуатацию цифрового двойника порта, который позволяет удаленно следить за портовыми операциями. Планируется внедрение цифрового дельфина, способного определить занятость швартовых терминалов, и др. 
     
  • Прогнозирование техобслуживания. Алгоритмы искусственного интеллекта анализируют данные и определяют необходимость вмешательства еще до поломки. К примеру, в США активно чистит судно и помогает снизить расход топлива робот HullBUG. А «умный» балкер из Китая Great Intelligence измеряет работоспособность узлов судна и выявляет проблемные элементы при помощи IoT-устройств. Кроме того, на этом судне есть «умные» спасательные жилеты, которые сообщают о падении владельца за борт и о его текущем местонахождении. В день такое судно может передавать на берег около 20 ГБ данных.

 

  • Безопасность. Информационный портал safety4sea.com сообщает, что в год на море происходит 4000 столкновений судов. Большинство - из-за перегруженности районов. Благодаря тому, что современные суда автоматически могут определять местоположение друг друга с помощью ИИ, а также обнаруживать проблемные объекты вроде полузатопленных судов или айсбергов, вероятность аварий сводится к минимуму.

 

 

Реалии отечественного морского рынка 

 

«Вестник крюинга» провел собственное небольшое исследование, как используется ИИ на рабочем месте моряков.

 

Более 80% опрошенных говорят о том, что на сегодняшний день основную работу на борту выполняют работники с вполне себе человеческим обличием. Да, они охотно пользуются тем же ChatGPT для оперативного решения того или иного вопроса, но это имеет локальный характер. 

 

        

 

 

 

Среди популярных приложений - ассистент Claude. Однако, - делятся в соц.сетях моряки, - базы данных в таких приложениях не всегда актуальны и доверять им полностью вряд ли стоит. Что же касается более глобальных систем, не все суда готовы к таким реформам. Прежде всего, необходимо обновить подвижной состав и подготовить технику к внедрению ИИ. 

 

Подводя итог опроса ukrcrewing.com.ua, можно сказать, что около 5% моряков уже сегодня отмечают увольнение в связи с внедрением ИИ. И динамика неутешительна. 

 

 

 

У страха глаза велики или «бросаем ли якорь» в ИИ?

 

Взор сфокусирован, прежде всего, на автономных судах, которые способны выполнять рейсы без участия персонала. Такие, как контейнеровоз Suzaka от компании Orca, 2-метровый Maxlimer или грузовые суда Autoship. В них вкладываются все большие и большие средства. Эксперты ожидают, что к 2028 году рынок искусственного интеллекта превысит 3 миллиарда долларов США. Кроме того, уже в нынешнем году ИМО планирует завершить Международный кодекс по морским автономным надводным судам. А уже в 2028 году документ станет обязательным к исполнению. И человеческие ошибки уйдут в небытие. Но исключит ли это ошибки роботов, и исключат ли моряков из этой цепочки?

 

 

Руководитель профессионального и технического отдела Nautilus International Дэвид Эпплтон считает, что «бросать якорь» в ИИ и судорожно подыскивать новое место работы преждевременно

 

«Контейнеровоз Yara Birkeland, объявленный первым в мире полностью автономным судном к 2020 году, по-прежнему работает с экипажем на борту. Точно так же амбициозные прогнозы, сделанные Rolls-Royce, MOL и другими компаниями, остались не исполненными», - говорит Эпплтон.

 

Даже во время пика ажиотажа вокруг автономных судов они все еще не перешли на полное обесчеловечивание. Нидерландские системы «умных» портов обещали ввести в эксплуатацию в 2025 году. Такие системы дают прогноз по прибытию судов, находящихся на расстоянии семи дней, с двадцатиминутной погрешностью. Однако, тестирование все еще продолжается. 

 

 

Минусы и недоработки, которые откладывают полную автоматизацию:

 

  • Отсутствие стандартизации.  
    «Без стандартизации трудно получить все преимущества цифровизации», — говорит Арно Диану - основатель французской компании по разработке программного обеспечения Opsealog.

 

«Если каждый участник использует отдельную систему для отслеживания груза, производительности судна и отчетности о деятельности, сложно получить полное представление о логистике и показателях производительности. Это может привести к неэффективности и задержкам, а также к повышенному риску ошибок и мошенничества».

 

  • Короткие рейсы.
    В ближайшее время суда, которые самостоятельно определяют курс действий, в целях безопасности будут ограничены короткими рейсами на небольшие расстояния. 

 

  • Цифровая зрелость.
    Луис Бенито - директор по инновациям LR, сказал: «Последние разработки в области искусственного интеллекта означают, что в морском судоходстве наблюдается рост различных приложений искусственного интеллекта. Однако, существует нехватка информации и рекомендаций по этим приложениям и их поставщикам, а это означает, что существует риск инвестиций в непроверенные технологии». 

 

  • Кибербезопасноть.
    Этот пункт следовало бы выделить отдельной графой, так как в различных зарубежных источниках ему уделяется наибольшее внимание. Для защиты данных требуется шифрование, двухфакторная аутентификация и регулярные обновления безопасности. 

 

  • Ненадежный интернет.
     

«Чем больше подключенной к интернету техники, а все датчики для сбора и передачи информации работают через интернет, — тем больше точек входа для хакеров», - напоминает Оливье Жак - технический и научный директор Ассоциации кибербезопасности в морской промышленности Франции.

 

Например, если хакер проник в GPS-координаты судна, то это равносильно тому, что кто-то взломал судно и имеет возможность погнать его куда угодно. 

 

Кроме технологических вопросов, существуют также правовые аспекты, которые явно не решатся в нынешнем году. Поэтому морские эксперты обнадеживают: в ближайшие годы труд моряков будет востребован. Ведь пока машина не способна «чувствовать» свой инструмент, как человек, и не способна проявить смекалку и действовать не по протоколу в случаях, когда это требуется. 

 

Однако, это не значит, что технологическое будущее не наступит, и морякам не придется выбирать: «уходить со сцены» или искать другие решения. 

 

 

Единственный выход

 

Аналитики американской исследовательской компании Gartner считают, что до 2028 года четверым из пяти механиков придётся прокачивать свои навыки, чтобы сохранить работу в связи с внедрением на рынок ИИ. Эксперты советуют делать акцент на IT-направлениях в работе, анализе и систематизации полученных данных. Кроме того, сам ИИ сможет отслеживать производительность моряков и предлагать индивидуальные учебные модули для динамического улучшения навыков. Тем же, кто не хочет ждать советов ИИ, следует задуматься о профессиональном росте и переквалификации уже сейчас.

 

 

Автор статьи: собственный корреспондент Илона Скрипник

 

--------------------------------------------------------------------------------------

 
2
Поделиться:


Смотрите также:
 
Интервью 2nd Engineer. Вопросы, к которым стоит быть готовыми
Как жить после окончания карьеры моряка? Быть успешным на берегу можно
Кадровый голод: нехватка офицеров в мире достигла своего максимума. Кого ищут украинские крюинги?

 

 





 
 

Подтвердить
Отмена

Подтвердить
Отмена
 
 
 

Да
Нет