Электронная подача документов на подтверждение квалификации моряков. ЗА И ПРОТИВ
Дата публикации: 11.04.2016
206
Поделиться:
Федерация морских профессиональных союзов Украины не раз сталкивалась с нареканиями на сложность процедуры подачи документов на подтверждение квалификации моряков. Львиная доля отрицательных отзывов приходится на необходимость часами стоять в длинных очередях с пачками бумаг, которые можно предоставить в гораздо более сжатые сроки.
Чтобы устранить возникшую проблему, Инспекция по подготовке и дипломированию моряков (далее Инспекция) разработала временный порядок подачи документов. В конце мая 2015 г. на официальном сайте Инспекции появилось объявление о возможности подачи документов в Государственную квалификационную комиссию (далее ГКК ( http://itcs.org.ua/ru/node/232 ) посредством электронной почты.
Преимущество электронного документооборота – это не только решение проблемы с очередями, но и уменьшение вероятности возникновения коррупционных схем. Нет очереди - нет всевозможных мошенников, предлагающих ускорить и упростить процедуру за вознаграждение.
С момента введения вышеуказанной услуги прошел год. Однако проблема не исчезла, а вопрос с очередями стоит так же остро и сегодня. В чем причина? Казалось бы, сидишь дома, пьешь кофе и щелкаешь мышкой, а документы уходят по нужному e-mail. Остается только дождаться вызова в ГКК. Так почему же моряки по-прежнему продолжают томиться в очередях? Что не работает? Давайте попробуем разобраться.
Прежде всего, многие моряки не в полной мере осведомлены о возможностях, которые им предлагает Инспекция. Как оказалось, объявления на главной странице сайта Инспекции, а также рекламных вывесок в филиалах, недостаточно. Так, к примеру, в Одесском филиале соответствующее объявление расположено прямо над входной дверью. Расширить информативную составляющую можно проведением разъяснительной работы сотрудниками Инспекции. Сотрудники структуры могли бы взять на себя обязанность рассказать подробнее о новой процедуре и способах ее реализации.
Электронная подача документов предполагает несколько шагов от отправителя до конечного адресата. Итак, для того, чтобы подтвердить свою квалификацию в ГКК, морякам предлагают с личного e-mail отправить на адрес: ITCSDOC@UKR.NET заявление, заполненное в электронном формате. Заявление находится по ссылке - http://itcs.org.ua/sites/default/files/content/dodatki.doc Кроме того, специалистам комиссии нужно предоставить ч/б либо цветные сканированные копии документов в формате PDF хорошего качества. Все собранные документы нужно скрепить в один файл. Их порядок и последовательность указана в ссылке выше. Обратите внимание, что в графе «Тема» кандидат должен написать на украинском языке «заява до ДКК», а также указать свою фамилию, имя и отчество.
Фактически рассмотрение отправленного файла происходит в Киеве, в головном офисе Инспекции, где весь пакет документов предварительно изучают и направляют в Госреестр документов моряков Украины. Отправка происходит в однодневный срок при условии отсутствия замечаний. В Госреестре специалисты проверяют предоставленные вами копии на подлинность. Если процедура проходит успешно и Госреестр дает положительный ответ, секретарь ГКК предоставляет в выбранный заявителем региональный филиал Инспекции электронное дело кандидата. То есть фактически документы сначала попадают в Киев, а уже потом передаются в региональный филиал. И здесь возникают подводные камни. Когда дело «гуляет по всей Украине», время рассмотрения значительно увеличивается.
Первые проблемы возникают уже на стадии предварительной проверки. Моряки, которые уже проходили ГКК, знают, что список необходимых документов не маленький, и к заполнению бумаг, подтверждающих стаж плавания, возникает ряд вопросов.
И, если в филиале тебе могут сразу показать и объяснить, что исправить, то в телефонном режиме сделать это уже сложнее. В Инспекции нас заверили, что стараются всегда идти навстречу морякам и дают возможность дослать необходимые исправления и дополнения. Если же подходить формально, то в случае несоответствия предоставленных данных требованиям, производство по делу должно быть закрыто. И тогда приходится начинать все сначала.
Настораживает и фраза в объявлении: «В случае разногласий, предоставлении кандидатом недостоверной информации процедура рассмотрения личного дела кандидата прекращается. Следующее рассмотрение документов этого заявителя осуществляется не ранее трех месяцев со дня отказа». Хотелось бы в тексте объявления увидеть более подробное разъяснение, какие именно разногласия влекут «дисквалификацию» на три месяца, и что подразумевается под недостоверной информацией? Если речь идет о подлоге (например, моряк указал период работы и название судна, а фактически на этом суде он не был), то это один вопрос. А если просто допущена техническая ошибка? Неужели моряку из-за опечатки придется терять три месяца?
В любом случае, секретарь ГКК сообщает кандидату на электронный адрес, с которого были получены сканированные копии документов, о приеме документов к рассмотрению или об отклонении их с указанием причин.
Получив документы, региональный филиал определяет дату подтверждения квалификации в ГКК, и уведомляет моряка. ГКК назначается не позднее, чем через 10 рабочих дней со дня направления дела в региональный филиал.
Финальным шагом остается только предъявить оригиналы сканированных документов в региональный филиал и попасть непосредственно на ГКК. Оригиналы в региональный филиал моряк должен предоставить в течение недели со дня получения уведомления и не позднее пяти рабочих дней до указанной даты.
Но возникает вопрос: отнесутся ли коллеги-моряки с пониманием и пропустят ли в ГКК человека из «Интернета» без очереди? Практика показывает, что такие добродетели встречаются крайне редко. Следовательно, механизм все еще не отлажен в полной мере, что и приводит моряков в замешательство: а что же в действительности сэкономит время и нервы?
Советовать, как лучше подавать документы, в электронном виде или идти по протоптанной дорожке сразу с оригиналами в региональный филиал, мы пока не беремся. В любом случае, решение остается за вами.
Со своей стороны, хотим отметить, что начинание правильное и необходимое. Главное в данной ситуации - суметь соединить недостающие звенья и запустить механизм в работу, не «зарубив инициативу на корню».
В решении этой задачи может помочь создание специальной телефонной линии (call-center) для ответов и разъяснений морякам: что и как, какие документы дослать, что нужно исправить. В случае обнаружения несоответствий, моряку должно даваться разумное время на внесение исправлений и досылку недостающих документов. В филиалах нужны специалисты, которые будут приоритетно работать с моряками, подавшими заявления в электронном виде.
В этой связи было бы крайне полезно получить реальные отзывы от тех моряков (как положительные, так и отрицательные), которые уже сталкивались с данной процедурой. Пожалуйста, напишите, что понравилось, а что нет. Что нужно улучшить или изменить? Мы ждем ваших отзывов по адресу: union4@umtuf.odessa.ua с пометкой в теме «электронная подача документов на ГКК». А мы на основе полученной информации дадим новые рекомендации.
Ждем Ваших отзывов.
С уважением,
Максим Слюсаревский
Председатель Федерации морских профессиональных союзов Украины.
Смотрите также статьи: