Как избежать конфликтов на судне? Советы психолога.
Гром и молния на судне могут разразиться не только из-за погоды. В условиях изоляции и напряженной работы, нервы могут сдавать как у рядовых матросов, так и у капитанов.
«Вестник крюинга» побеседовал с психологом, гештальт-терапевтом, семейным терапевтом, сексологом, ведущей YouTube-канала Ларисой Бандурой.
Конфликтный матрос, к сожалению, - это распространенная ситуация, когда на судне оказывается как минимум один человек, который всем «портит воздух». Но при этом это и нормальная ситуация. И вы, может, удивитесь, но в этой ситуации есть много позитива. Почему?
В условиях изоляции от внешнего мира, экипаж теряет свои привычные способы разрядки напряжения. А оно копится, даже если его члены экипажа не ощущают. Тогда этот матрос является, как самым слабым звеном, который берет на себя напряжение. По сути, причинно-следственная связь обратная. Как бы парадоксально это ни звучало.
Причина 1. Несоблюдение правил.
Для командного состава очень важно соблюдать рамки и правила, прописанные в Уставе. Знать свои обязанности и выполнять их. Это важно. Конфликтные люди всегда реагируют на сомнения руководителя, «уличая» его в некомпетентности.
Стоит ли быть снисходительным начальником?
На судне не может быть исключений. Если в правилах прописано одно, то другое недопустимо. Это аксиома. Стоит позволить подчиненным однажды отступить от правил, они будут требовать (да, именно требовать!) этого регулярно.
Совет 1. Правила прописаны для того, чтобы им следовали. Следуйте им чётко и безоговорочно.
Причина 2. Несоблюдение иерархии.
На судне важна иерархия между комсоставом. Понимание, кто конкретно и за что конкретно отвечает.
Если задачу матросу ставит третий помощник, то и спрашивать с матроса должен 3 помощник. Взаимодействие капитана напрямую с матросом = неотлаженность работы комсостава.
Для рядового состава это означает, что от правил можно отступать, иерархию можно нарушать, требования комсостава можно оспаривать.
Совет 2. Не превышать полномочия, не переступать через кого-то, выполнять четко свои обязанности, а что не свое – не брать.
Причина 3. Высокий уровень внутреннего напряжения.
В любом бизнесе – сотрудники это внешнее отображение внутреннего мира руководителя. Поэтому если у вас завелся конфликтный подчиненный, то первый вопрос, который стоит себе задать – что с моим внутренним уровнем агрессии и напряжения?
То есть, на самом деле, это не конфликтный матрос создает ваше напряжение, это вы, благодаря ему, разряжаете свое (через конфликты, ругани, попытки вернуть себе власть).
Вы мне можете не поверить… Не надо. Просто попробуйте.
Совет 3. Реагируйте на этого подчиненного по-другому, с большим сочувствием, попытайтесь понять, чего ему не хватает, дайте ему это и он успокоится. Но только тогда, когда ваша реакция на него станет спокойной. Когда вы успокоитесь.
Причина 1. Несоблюдение субординации.
Ступая на судно, смиритесь с существующей иерархией. Вам с ней жить в течение ближайших 3-6-9 месяцев. Важно признать факт своего места на работе. Это может быть немного сложно для некоторых людей, особенно для тех, кто мечтает как можно быстрее стать начальником, или которые не смогли этого сделать по какой-то причине уже много лет.
Совет 1. Прячем свое уязвлённое самолюбие на дальнюю полку. Уж простите. Но это вам же потом сослужит хорошую службу.
Причина 2. Непринятие новых правил игры.
Если на предыдущем судне с предыдущим капитаном у вас было все по-другому, то стоит перестроиться под нового капитана. Может, вы знаете какие-то личные сведения о человеке, или качества его характера? Не забывайте это учесть. Например, начальник холерик будет иногда срываться на подчиненных и переходить на крик. Стоит отнестись к этому, как к данности, и не принимать близко к сердцу. Он отойдет от эмоций и у вас снова будут хорошие отношения. А вот начальник флегматик редко будет кричать, о его крайнем недовольстве тяжело догадаться. Надо присматриваться к нему, но если уже выведите его, то тут простым «отпусканием ситуации» не обойтись. К такому начальнику надо идти на разговор на следующий день. Спокойно, уважительно обсудить ситуацию, объяснить, что вы не так сделали, и какова ваша общая договоренность.
Совет 2. Учитесь адаптироваться к ситуации и к каждому следующему начальнику.
Причина 3. Внутреннее несогласие.
А если начальник объективно не прав?
И это тоже не повод для конфликта. Здесь главное условие – не требовать, а просить поменять ситуацию, если это возможно. Важно, чтобы именно внутри переживалось не как требование. Для этого важно принять иерархию и правила игры, признать факт своего места на работе. Внутреннее несогласие и бунтарство часто возникают от ощущения несправедливости и осознания себя в должности выше, чем есть на самом деле. Ведь какой матрос не видит в зеркале капитана? Но… всему свое время.
Совет 3. Говорить о том, что не устраивает. Просить поменять ситуацию, если это возможно.
Если вы уже попали в конфликтную ситуацию, самый лучший способ выйти из неё – понять другого.
Поставьте себя на место обидчика и задайте себе всего 3 вопроса:
- Что руководило моим обидчиком, когда он сделал/сказал это?
- Мог ли он поступить по-другому?
- Как бы я поступил на его месте?
И если вы по-настоящему честны с собой, ответ заставит вас взглянуть на ситуацию по-другому. Часто такие размышления могут привести к пониманию того, что вы бы поступили еще хуже.
Постарайтесь растить в душе доброе отношение к себе и к окружающим, умейте прощать себя и окружающих за проступки, умейте поставить себя на место другого человека. И пусть это получается не сразу, будьте уверены: если зерно посеяно – оно обязательно прорастет.
С уважением и готовностью помочь в сложной ситуации, Лариса Бандура
----------------------------------------------
Смотрите также:
ТОП 5 ресурсов с дистанционным обучением моряков
Компенсация морякам в связи с болезнью.
Несколько советов начинающим морякам или первые шаги к достойной работе.